суббота, 14 августа 2010 г.

Слоны Ганнибала

Взято у френдов, первоначально было в КП.


Испания, 219 год до нашей эры. Ганнибал осадил и захватил испанский город Сагунт, бывший союзником Рима. Началась II Пуническая война. Весной 218 года Ганнибал двинулся из Нового Карфагена вдоль морского побережья, мимо разрушенного Сагунта, форсировал Ибер, перешел Пиренеи, вступил в Галлию и беспрепятственно достиг берегов Родана. Предстояла труднейшая операция: на другой берег бурной реки надо было переправить многотысячное войско, осадные орудия, лошадей и, наконец, самое сложное — боевых слонов. До нас дошло несколько рассказов о том, как эта задача была решена. Согласно Титу Ливию, всех слонов собрали на берегу, самого злобного из них привели в ярость, он бросился за своим погонщиком в реку, а за ним устремилось все стадо. Полибий рассказывает иначе: слонов перевезли на плотах. У берега гунийцы прикрепили канатами к деревьям замаскированный дерном широкий помост, куда погонщики загоняли слонов, а с этого помоста животные переходили на плоты, также покрытые дерном и не отличавшиеся от помоста по виду. Плоты отвязывали и тащили вместе с грузом на другой берег. Слоны волновались, некоторые бросались в воду, но в целом все окончилось благополучно.
После этой переправы Ганнибал поднялся вверх по Родану, двинулся на восток и подошел к Альпам.
Стояла глубокая осень. В горах начал идти снег. Дороги были ненадежны и труднопроходимы, армия подверглась неоднократным атакам горцев. Невероятно тяжелой была дорога к вершинам, не менее трудным и опасным был спуск. Вниз вела узкая, крутая, заснеженная и скользкая тропа, провести по ней лошадей и слонов было невозможно. Солдатам Ганнибала пришлось строить дорогу, достаточно широкую для того, чтобы по ней могли пройти животные. И наконец Ганнибал в Италии.
Более 2000 лет прошло со времени перехода Ганнибала через Альпы, но до сих пор это событие не перестает будоражить воображение. Проделать такой огромный путь со слонами, перевести их через перевал! И вновь и вновь возникают вопросы: как они шли, как их кормили и вообще, что это были за слоны, откуда Ганнибал их взял? Вот к этой-то стороне до сих пор до конца не разгаданной эпопеи недавно снова обратились некоторые зарубежные периодические издания.
Сейчас каждый знает, что существуют два различных вида слонов: Elephas maximus (азиатский) и Loxodonta africana (африканский). Они легко различаются; у первого маленькие квадратные уши, узкий лоб и выпуклая спина. Второй обладает большими треугольными ушами, плоской спиной, выпуклым лбом, а рост его варьирует в зависимости от зоны обитания: подвид, живущий в саваннах, может достигать четырех метров в холке, а лесной — не более двух-трех.
Африканские слоны сейчас обитают южнее Сахары, но до большого оледенения четвертичного периода они распространялись вплоть до Магриба (арабское название северных стран Африки—Алжир, Марокко, Тунис). Их потомки, довольно маленького размера, могли там еще жить во времена Карфагена.
Так откуда же происходили слоны Ганнибала? Из Азии? Из Южной Африки? Из Северной Африки?
Казалось бы, ответить на этот вопрос очень просто: на некоторых пунических монетах имелось изображение маленького, явно африканского слона. На деле же вопрос сложнее. Африканские слоны имеют репутацию гораздо более диких, чем азиатские, и считается, что они практически не поддаются укрощению и дрессировке. Но проведенный в Конго эксперимент опроверг это общепринятое мнение: там, в течение 60 лет дрессировали слонов, которые в результате стали такими же послушными и умными трудягами, как их азиатские собратья. Просто в Африке никогда не занимались приручением слонов.
Кстати, зоологам в свое время бросалось в глаза, что в старых американских фильмах о Тарзане, где действие происходило в Африке, играли индийские слоны,—их легко было узнать по ушам. Применить в кино африканских слонов оказалось невозможно. В более новых фильмах на ту же тему индийских слонов «гримировали», изменяя форму ушей пластиковыми нашлепками.
Искусство дрессировки слонов возникло на северо-западе Индии примерно за 2500 лет до нашей эры и постепенно продвинулось к западу.
С возможностью использования этих животных во время военных действий греки познакомились в IV веке до нашей эры во время походов Александра Македонского в Индию. Боевые слоны распугивали людей и лошадей своим видом, запахом, трубными криками. Бросаясь вперед, опрокидывая все на своем пути, они играли в бою роль своего рода танков.
Итак, азиатский слон во времена Ганнибала на западе был известен. Однако трудно все-таки представить, чтобы предводитель пунийцев смог довести целый отряд азиатских слонов до Карфагена, а затем переправить их в Испанию. Трудно также вообразить переход через пустыню южноафриканских слонов: их невозможно было бы прокормить в пустыне (самцу африканского слона в день нужно 200 кг пищи). Единственное место, по которому они могли пройти, это долина Нила. Но в Египте никаких следов слонов не найдено. Египтяне знали о существовании этих животных на юге, оттуда их снабжали слоновой костью, но самих слонов на север никогда не привозили. По крайней мере, до Птолемея Филадедьфского, полководца Александра, который унаследовал власть в Египте. В начале своего царствования он привел сюда азиатских слонов, но вскоре их стало очень трудно доставлять, так как противник Птолемея Селевк закрыл для него дорогу в Индию. Вполне естественно было вернуться к африканской фауне. Пойманные в Судане слоны привозились в порты Красного моря на специальных судах. Видимо, по приказу Птолемеев этих животных впервые стали дрессировать. А потом и карфагеняне восприняли технику дрессуры.
Боевые слоны принимали участие в I Пунической войне (264—241 годы до нашей эры). Позже, в Испании, где Карфаген готовил плацдарм для будущей войны с Римом, были собраны огромные силы, в числе которых было 200 слонов.
И все-таки откуда эти слоны?
В лесах Атласа и, возможно, даже в более северных областях обитали маленькие слоны, о которых уже упоминалось выше. Уничтожение лесов, охота — римлянам требовалось много экзотических животных, которых ловили здесь и убивали во время игр в цирках,— повлекли за собой исчезновение маленьких слонов в I веке нашей эры. Многие античные авторы — от Геродота до Ювенала — упоминают о существовании низкорослых слонов. Правда, за исключением наскальных рисунков не найдено никаких следов этих животных — ни одной кости, ни одного черепа. Можно предположить, что в таких местах кости быстро разлагаются, и большинство зоологов склонны признать существование в прошлом североафриканского слона, близкого к африканскому, но меньшего по габаритам.
Один из двух журналистов, вновь обратившихся к этой проблеме (английский журнал «Ныо сайентист»), не склонен согласиться с тем, что Ганнибал довольствовался такими маленькими слонами. Другой (из американской газеты «Нью-Йорк Тайме») напоминает, что большинство историков принимают именно это решение. К тому же античные авторы хотя и утверждают, что атласские слоны меньше своего азиатского кузена, но никогда не говорят о них как о карликах. Более того, пропорции погонщика и слона, изображенных на пунических монетах, показывают, что слон все же достигал высоты около 2,5 метра. Другими словами, его размер был достаточно внушителен для того, чтобы он мог быть, использовав в качестве боевого слона.
Итак, представляется вполне возможным, что 37 боевых слонов Ганнибала — выходцы из Атласа. Конечно, карфагеняне могли раздобыть и несколько крупных животных через посредничество египтян. Но ввозить их в большом количестве они не могли. Да и к чему было ехать так далеко за тем, что они могли найти поблизости?
Так или иначе, в легенде о слонах Ганнибала еще много неясного. Уже не раз любители древней истории пытались повторить его путь через Альпы на слонах. Но до сих пор это никому не удавалось. К тому же каждый раз такие опыты вызывают бурный протест обществ охраны животных: то, что Ганнибал мог себе позволить в тот жестокий век, в наше время справедливо расценивается как мучение животных.
По материалам журналов «Сьянс э авенир» (Франция) и «Ныо сайентист» (Англия).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Постоянные читатели