Хотя слоны предпочитают обширные равнины, поросшие низким кустарником и слоновьей травой, они чувствуют себя дома и в густых лесных зарослях, таких, как лес Итури. Массивные, гигантского роста слоны могут бесшумно пробираться сквозь не- проходимые лесные заросли или взбираться по крутому склону горы быстро и ловко, почти грациозно. Топографам давно известно, как искусно проложены слоновьи тропы.
Во время выслеживания слона необходимо считаться с его великолепным обонянием, которое сильнее, чем у любого другого зверя. Но хобот у него служит не только для определения запахов. Этот орган по своей удивительной универсальности единственный в своем роде. С помощью хобота слон добывает себе пищу, пьет. Им он играючи переносит довольно толстые деревья. Хотя хобот и оружие слона, но именно с его помощью животное выражает и нежность. Слониха-мать хоботом с любовью гладит своего слоненка.
В африканских зарослях я видел отдыхающих гигантов во время полуденной жары; опершись на огромные деревья, они спали или находились в полусне. Их огромные уши с беззаботной медлительностью то поднимались, то опускались; хобот, как перископ подводной лодки, был поднят над головой, сторожил, не донесется ли откуда-нибудь подозрительный запах. Не раз наблюдал я из-за куста, естественно при встречном ветре, этот древний радар и машущие уши, которые тихим хлопаньем разгоняли мух.
Однажды в лесной чаще мы были заняты подготовкой к предстоящей охоте. Тихо переговариваясь, мы посматривали по сторонам, но ничего опасного не видели и не слышали. И вдруг, как по команде, мы застыли в испуге. Метрах в пятнадцати от нас стоял огромный слон. Его хобот покачивался вместе с толстой головой, а глаза как будто смотрели на нас. Мы сорвались со своих мест, прыгнули за дерево и, взведя курки, тесно прижавшись друг к другу, стали наблюдать за слоном. "Что он будет делать?" - пронеслось, видимо, в сознании каждого из нас во время этих коротких секунд. Слон же медленно развернулся, помахал нам хвостом, зашагал и скрылся из глаз. Сучок не треснул, лист не шелохнулся; великан ушел так же, как и пришел, - без единого звука. А здесь и антилопа, даже газель не могла бы пройти без треска и шума. Я до сих пор не могу понять: как слонам это удается?! Очевидно, как положено осторожному зверю, слон выследил нас, соблюдая полную тишину. К счастью, он пребывал в мирном состоянии духа: видимо, был сыт, поэтому у исполина Африки желания напасть на нас не появилось.
Когда слон стоял в лесной чаще, когда он величественно поворачивался к нам ржаво- коричневой спиной, я как будто чувствовал на себе его презрительный взгляд, словно это движение говорило: "Чего испугались? Почему засуетились, карлики вы эдакие? Уберитесь лучше с дороги!"
Теперь в Африку пришла техника. Слонам трудно привыкнуть к ее соседству и ее превосходству. Порой они беззаботно разгуливают по шоссейным дорогам, не обращая внимания на автомобили, и спокойно, не подозревая об опасности, пересекают железнодорожные полотна, останавливая поезда. В Танзании произошел такой случай. Между двумя ближайшими друг к другу станциями прекратилось железнодорожное сообщение на несколько дней. Товарный состав сошел с рельсов и серьезно повредил железнодорожный путь. Причина этой аварии не совсем обычна. Ночью недалеко от станции поезд неожиданно врезался в стадо слонов, оказавшихся на полотне железной дороги. На полотне остались лежать убитыми два гиганта.
Восточно-африканское управление железных дорог и портов ставит вопрос о создании условий безопасного движения транспорта не только на дорогах Танзании, но и Кении, где слоны нередко останавливают движение между портом Момбаса и столицей страны Найроби.
Комментариев нет:
Отправить комментарий